воскресенье, 10 января 2021 г.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

 

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное          учреждение                                                                                                                                                   детский сад № 13 «Журавушка» Невьянского городского округа

                                  (МАДОУ  детский сад № 13 «Журавушка»)   

Проект

«Формирование основ здорового образа  жизни у детей дошкольного возраста»

  

                                                                                                    Выполнила: воспитатель

   Царькова Светлана Абсатуровна

 

  

Невьянск, 2018г.

Введение

«Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.»

С.Я.Маршак.

 

 

         "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" —

так гласит восточная мудрость.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте»,  «Конвенция о правах ребенка».

         Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

            Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

          Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

           Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний  и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды  знаний, о  здоровом образе жизни,  среди родителей. Установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в дошкольный возраст. Главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

          Охрана здоровья детей является важнейшее социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем. Появилось много книг, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.

        Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления  здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным, считается следующее:

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении  и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому  человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

·         Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

·         Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

·         Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

·         Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности. 

      Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

Цель проекта: создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи проекта:

- Расширить и обобщить знания  у детей о здоровье и здоровом образе жизни.

- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

- Воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

- Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.

- Обогащать знания детей о полезных и вредных продуктов питания, витаминах и их полезных свойствах.

- Воспитывать у детей  бережное отношение к своему здоровью через чтение детской  художественной литературы.

- Совершенствовать физические способности детей.

Гипотеза проекта: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

 Вид проекта: долгосрочный.

 Тип проекта: познавательно – игровой

 Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Ожидаемый результат:

- Снижение уровня заболеваемости.

- Повышение уровня физической подготовленности.

- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа   жизни.

- Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья. 

Проектная часть

 

Этапы проекта:

Подготовительный этап. Задачи этапа:  Изучение научно-методической литературы: новые методики  и технологии физического развития и оздоровления детей;  анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;  подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

 

Основной этап. Задачи этапа:  Подбор форм и методов  оздоровления детей;- подбор интегрированных оздоровительных занятий (досугов, развлечений, праздников); планирование и организация совместной деятельности детей по здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. 

 

Заключительный этап. Задачи этапа: Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга; - исследование состояния здоровья детей; мониторинг физической подготовленности дошкольников;  обобщение творческих отчетов в конце учебного года презентация результата проекта.  

 

План реализации проекта

Задачи этапа

Содержание деятельности

Планируемый результат

Подготовительный этап
Подготовка условий для реализации проекта

Подбор и подготовка

материально-технических ресурсов:

детской художественной литературы, энциклопедии, справочники

гимнастики  для глаз,

пальчиковой  гимнастики,

игр – физминуток,

дыхательных упражнений,

гимнастики пробуждения после дневного сна.

подвижных игр, консультации для родителей, дидактических игр, папок передвижек.

Мотивировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе  по реализации проекта.

 

Основной этап
Реализация проекта

Утренняя разминка

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Игры – физминутки

Дыхательные упражнения

Гимнастика пробуждения после дневного сна.

Подвижные игры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

 

НОД «Вот я какой!» («Мои ручки. Мои ножки. Разные, но одинаковые»).

Беседа «Наши верные друзья».

Беседы: «Тело человека»,

«Наше здоровье в наших руках».

Рассматривание иллюстраций из Атласа анатомии человека.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Выставка детских рисунков  по темам: «Спорт-это здорово», 

газета на тему «Дерево здоровья». 

Спортивное  развлечение:                               «В гостях у дядюшки Ау»,

«Полезные советы доктора Айболита».

Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».

Консультация  для родителей «Закаливание».

сентябрь

 

НОД «Смелые глаза – молодцу краса», «Глаза – орган зрения»,

«Уши – орган слуха», 

«Кожа, или Живая одежда», 

«Нос – орган обоняния»,  

«Из чего «сделано» наше тело».

Дидактическая игра

«Умею- не умею».

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках».

Чтение художественной литературы о чистоте:

К. Чуковский «Мойдодыр»,

А. Барто «Девочка Чумазая».

Беседа о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики.

Рисование на тему «Из чего Я сделан?».

Спортивное  развлечение:

«Ах, чудо репка».

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

Консультация для родителей  -  Профилактика гриппа и ОРВИ.

 

октябрь

 

НОД «Продукты питания»

НОД «Путешествие пирожка»

Составление совместно с детьми свода правил «Послушай и запомни» - Правила приема пищи.

Беседы с детьми по теме «Вкус»

Дидактические игры «Вкус»,

«Весёлые витаминчики», «Накройте стол».

Рассматривание иллюстраций из

энциклопедий: «Атлас анатомии человека».

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».

Опытно-экспериментальная

деятельность: «Язык – орган вкуса».

Объяснение значения поговорки: «Все болезни вползают через рот».

Рисование на тему «Продукты питания»

Спортивное  развлечение: «Олимпийский мяч».

Консультация  

«Здоровье всему голова»

ноябрь

 

Выпуск стенгазеты на тему: «Я и моя семья».

Игра – занятие «Великий труженик и волшебные реки»,

«Как работает сердце?»

Беседа  с детьми по теме «Сердце».

Сюжетно-ролевая игра «Больница»: принимает врач кардиолог.

Объяснение  значений  поговорок, пословиц: «Сердцу не прикажешь»,

«Горячее сердце, каменное сердце, ледяное сердце».

Рисование сказочных героев, у которых «Золотое сердце», «ледяное сердце», «железное сердце».

Чтение художественной литературы:  Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Ю.Олеша «Три толстяка», А. Волков «Волшебник изумрудного города» (О железном дровосеке и его сердце).

Спортивное  развлечение: «Я в пожарные пойду, пусть меня научат».

Консультация  для родителей  «Первая помощь при обморожениях».

 

 

декабрь

 

Игра – занятие «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»

Беседа о чистоте окружающей среды, воздуха, об экологии, о пользе комнатных растений, продолжить знакомство  с экологическими «санитарами» - зелёными насаждениями, их деятельностью; составление  вместе с детьми «правила безопасного дыхания».

Беседа на тему «Чистый и грязный воздух».

Рисование на тему «Чистый и грязный воздух».

Спортивное  развлечение: «Сказочные Эстафеты»  с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями «Оздоровительные упражнения для горла».

январь

 

Обмен рецептами от простуды «Знахарские посиделки».

Составление правил ЗОЖ «Как не заболеть».

Разучивание стихотворения о закаливании. Разучивание массажа биологически активных зон «Неболейка» - для профилактики простудных заболеваний.

Беседы с детьми: «Почему ребята заболели?»,

«Откуда берутся  болезни?»,

«Правила поведения в случае болезни»,

«Лекарства – друзья и лекарства – враги».

Составление альбома «Знахарские посиделки – народные рецепты для лечения простудных заболеваний» (совместная работа с  родителями).

Дидактическая игра  «Аскорбинка и ее друзья».

Спортивное  развлечение:  Праздники с папами «А ну-ка, папы». 

 Лыжня России 2018г.

Консультация для родителей: «Лыжные прогулки»

Домашнее задание (совместная работа с родителями): Зарисовать, написать один – два народных рецепта для лечения простудных заболеваний, (для составления альбома «Знахарские посиделки»).

февраль

 

НОД « Карлсон в гостях у ребят».

Экскурсия на кухню (по подгруппам).

Приготовление с детьми витаминных салатов.

Беседа по теме: «Полезная пища».

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Составление меню «Здоровое питание». Дидактические игры «Аскорбинка и ее друзья 2».

Чтение художественной литературы «Малыш и Карлсон».

Спортивное  развлечение:

 «Дорога к теремку» с родителями.

Консультация для родителей

«Если ребенок плохо ест»,  

«Как помочь детям заснуть».

 

март

 

НОД «Мой мозг».

Беседа с детьми об опасности травм головы и спины (позвоночника), о профилактике болезней нервной системы.

Рассказ о людях-инвалидах.

Рассматривание иллюстраций из

энциклопедий: Атлас анатомии человека.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Объяснение  значений выражений «Без- мозглый»,

«Ветер в голове»,

«Пустая голова».

Рисование на тему «Я здоровый!»

Спортивное  развлечение:

Муниципальная спартакиада для дошкольников. «Космические путешествия»

Оформление  статьи: «Профилактика сколиоза у детей».

Папка –передвижка «Детям про здоровье».

 

апрель

Заключительный этап
Подведение итогов проекта

Выставка работ проекта

Презентация проекта

Подведение итогов проекта

Оформление выставки рисунков и поделок

 

Оценивание результатов:

 Предполагается проводить  оценивание результатов проекта в начале и в конце проекта методом наблюдения и анализа детской деятельности

 

Уровень развития

Направление работы

Начальное представление  о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

 Утренняя гимнастика

Подвижные игры

 

Самостоятельные игры

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для проведения диагностической беседы с детьми.

"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста "

средняя группа

        Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

А) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?»

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).

Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение»

Задание:

- «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».

Критерии оценки:

Высокий уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

Средний уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

 

          Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полощет  рот после еды

Критерии оценки:

Высокий уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

Средний уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

                                     

                                            Cтаршая группа

          Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):

а) Почему нужно правильно питаться? Какие продукты являются полезными для организма, а какие вредными?

б) Как правильно двигаться? Зачем человеку нужно спать? Что способствует разрушению здоровья человека?

в) Какое значение для здоровья человека имеет ежедневная утренняя гимнастика, закаливание организма, соблюдения режима дня, личной гигиены?

 г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)

д) Что нужно делать, если человек заболел?

Критерии оценки:

Высокий уровень – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.

Средний уровень – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

     Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.

б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.

г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.

Критерии оценки:

Высокий уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

Средний уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

 

                                                                                                                  

Подготовительная группа

                                                                                                                                      

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):

а) Какие органы в человеке самые главные?

б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода?

в) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение.

г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)

д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться?

Критерии оценки:

Высокий уровень – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.

Средний уровень – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.

б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.

г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой,), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.

Критерии оценки:

Высокий уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

Средний уровень – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

      

Заключение

 

           Здоровый образ жизни – это обобщенное понятие, которое включает в

себя личную гигиену, здоровое питание, закаливание, профилактику болезней, физическое оздоровление. Всё это направлено на оздоровление

организма ребёнка, на улучшение его настроения. Для формирования элементарных навыков и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста был разработан и реализуется проект «Формирование основ здорового образа  жизни у детей дошкольного возраста».

         На протяжении всего проекта работа по формированию у детей элементарных навыков и представлений о здоровом образе жизни по таким направлениям, как непосредственная оздоровительно - развивающая деятельность, деятельность в режимных моментах. Также осуществляется и регулярное участие детей в познавательно- оздоровительной деятельности в режимных моментах, а именно: дидактические и сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, беседы, отгадывание загадок, чтение художественной литературы. В конце проекта  состоится итоговая выставка стенгазет, подготовленных совместно детей с родителями «Дерево здоровья!» В ходе реализации проекта осуществляется взаимодействие с родителями воспитанников, опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. На заключительном этапе  будет проведена итоговая диагностика у детей, представлений о здоровом образе жизни. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят  найти способы укрепления и сохранения здоровья.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий